В данной статье адвокаты коллегии адвокатов «Одинцов, Губанов и партнеры» хотели бы коротко осветить проблемы уголовно-правовой квалификации преступления предусмотренного ч. 1 ст. 226.1 УК РФ.
В первую очередь, на наш взгляд, необходимо обратиться к п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 № 22-П в котором разъяснено, что введение в уголовный закон юридических конструкций бланкетного характера, которые для уяснения используемых в нем терминов и понятий требуют обращения к нормативному материалу иных правовых актов не противоречит положениям Конституции РФ.
Очевидно и неоспоримо, что диспозиция ст. 226.1 УК РФ имеет бланкетный характер, а потому фактически совершенное деяние, с учетом позиции Конституционного суда РФ, требует уголовно-правовой квалификации и оценки с учетом действующего на момент совершения деяния таможенного законодательства.
Именно в этом и заключается первая и пожалуй самая основания проблема в квалификации контрабанды – это знание и понимание требований таможенного законодательства на наднациональном и национальном уровне.
В диспозицию ч. 1 ст. 226.1 УК РФ законодателем введен термин как незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Понятие незаконности перемещения товара раскрыто в пп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, под которым понимается:
— перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах;
— либо с сокрытием от таможенного контроля;
— либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров;
— либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Указанный перечень способов незаконного перемещения товара является закрытым и для целей применения ст. 226.1 УК РФ и соблюдения принципа правовой определенности расширительному толкованию не подлежит.
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2017 № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» в п. 7, 8 достаточно подробно раскрыты указанные выше способы совершения контрабанды.
Не возникает вопросов по квалификации, когда преступления совершено в условиях очевидности, например, при недостоверном декларировании и заявлении в декларации на товары отличного от перемещаемого товара, либо сокрытием в специально оборудованных полостях предметов контрабанды.
На практике встречаются значительно более сложные случаи классификации деяния по данному составу.
Например, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2017 № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» разъяснено, что при совершении контрабанды путем использования документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, таможенному органу в качестве оснований или условий для перемещения (помещения под таможенную процедуру) товаров или иных предметов, указанных в статьях 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ, могут представляться документы, содержащие недостоверные сведения, в частности, о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, о стране происхождения, отправления, о таможенной стоимости, об описании упаковки (количество, вид, маркировка и порядковые номера).
Указанным Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации также обращено внимание на то, что сведениями, необходимыми для таможенных целей, являются сведения, представляемые таможенным органам для принятия решения о выпуске товаров, помещения их под избранную таможенную процедуру, исчисления и взимания таможенных платежей, либо сведения, влияющие на применение к товарам запретов или ограничений.
На первый взгляд очевидность наличия состава преступления при перемещении товара и указании, например, недостоверного кода товара очевидна.
Однако приведем пример, когда товар помещается под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозится по территории ЕАЭС железнодорожным транспортным средством и представленные при декларировании и совершении таможенных операций сведения о коде товара являются ошибочными, то есть он неправильно классифицирован.
В данном случае таможенная декларация может сопровождаться представлением комплекта товаросопроводительных документов, классификация и определение кода ТН ВЭД ЕАЭС осуществлено, например, производителем товара.
В соответствии с требованиями ст. 142, 143, 146 ТК ЕАЭС, а также ст. 19 ТК ЕАЭС при перемещении товара железнодорожным транспортом под процедурой таможенного транзита код товара ТН ВЭД ЕАЭС, заявляемый либо в декларации на товары, либо в товаросопроводительных документах необходим для проверки таможенными органами соблюдения участником ВЭД запретов и ограничений, поскольку как указано выше и на основании ст. 19 ТК ЕАЭС код товара указывается в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
При помещении иностранного товара перевозимого железнодорожным транспортным средством под процедурой таможенного транзита основанием или условием помещение товара, при соблюдении прочих условий, является соблюдение запретов и ограничений, которые таможенным органом проверяются на основании заявленных сведений, в том числе коде товара.
В практике адвокатов коллегии адвокатов «Одинцов, Губанов и партнеры» мы столкнулись с вопросом квалификации деяния по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 226.1 УК РФ при перемещении через границу ЕАЭС под процедурой таможенного транзита железнодорожным транспортном иностранных нефтепродуктов.
Железнодорожным перевозчиком таможенному органу представлена декларация на товары и товаросопроводительные документы, в которых товар классифицирован в товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС. В ходе проведения таможенного контроля установлена его неправильная классификации, товар относится к товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС, то есть в соответствии Постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей» он относится к категории стратегически важных товаров.
На основании неправильно определенного кода таможенным органом возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 226.1 УК РФ.
Как установлено при проверки сообщения о преступлении и в ходе предварительного расследования сведения о необходимых и достаточных классификационных характеристиках товара заявлены достоверно.
При возбуждении уголовного дела таможенным органом не учтено, что соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2017 № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде», как это указанно выше, сведения о коде при данном способе перемещения товара не являются основанием и (или) условием перемещения товара и помещения его под таможенную процедуру таможенного транзита, поскольку порядок перемещения товаров классифицируемых в товарных позиция 2707 и 2710 ТН ВЭД ЕАЭС одинаков, то есть помещение иностранного товар классифицируемого в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС под процедуру таможенного транзита при перемещении железнодорожным транспортом таков же как и товара, классифицируемого в товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАСЭ.
Ни товар товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС, ни товар товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС не относится к категории товаров, в отношении которых распространяются запреты и ограничения и его неправильная классификация с учетом изложенных доводов, достоверности заявленных сведений о классификационных характеристиках не образует признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 226.1 УК РФ.
Более того, особого внимания заслуживает позиция, изложенная в п. 9 п. Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» в соответствии с которой код ТН ВЭД ЕАЭС является вторичной информацией по отношении к товару, и его неправильное определение при указании достоверных сведений о самом товаре не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
При указанных доводах само по себе неправильное определение кода ТН ВЭД ЕАЭС не может образовывать признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 226.1 УК РФ.
Таким образом вопрос квалификации контрабанды зависит от многих факторов, в том числе таких как способ перемещения, статус товара, которые на первый взгляд являются малозначительными, но по существу имеют определяющее значение для уголовно правовой квалификации деяния.