Контрабанда и ее отличие от уклонения от уплаты таможенных платежей
В соответствии с ч. 1 ст. 226.1 УК РФ контрабандой признается незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 4 ТК ТС определено понятие незаконного перемещения, согласно которому незаконным перемещением товаров через таможенную границу признается перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
Основное отличие указанного выше состава преступления, от состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 194 УК РФ заключается в следующем:
— контрабанда всегда является незаконным перемещением товаров указанных в диспозиции ч. 1 ст. 226.1 УК РФ (стратегически важных товаров и ресурсов, культурных ценностей в крупном размере, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов и пр.), в то время как незаконное перемещение не относящихся к указанной категории товаров не образует признаков состава преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ и при определенных условиях может быть квалифицировано по ст. 194 УК РФ (при наличии необходимых признаков).
Возникает вопрос о возможности квалификации деяния направленного на перемещение товара указанного в диспозиции ч. 1 ст. 226.1 УК РФ по двум составам – уклонение от уплаты таможенных платежей и контрабанда?
Ответ на данный вопрос лучше проиллюстрировать конкретным примером.
Например, судебной коллегией по уголовным делам Курганского областного суда (апелляционное определение № 22-1240/2015 от 14.06.2015 по делу № 22-1240/2015) приговор Курганского городского суда Курганской области от 15.05.2015 в отношении Касымова В.Б., которым подсудимый признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 194 УК РФ, ч. 1 ст. 226.1 УК РФ изменен в части излишней квалификации деяния по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 226.1 УК РФ.
Как указанно судом апелляционной инстанции само по себе наличие квоты (и соответственно разовой лицензии) у участника внешнеэкономической деятельности предоставляет право не на вывоз лесоматериалов, а на применение пониженной ставки вывозной таможенной пошлины в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.07.2012 г. № 756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Следовательно, контрабанда может быть совершена путем недостоверного декларирования (пп. 19 ч. 1 ст. 4 ТК ТС) только в случае заявления в ДТ таких сведений, которые повлияли или могли повлиять на принятие таможенным органом решения о выпуске товара.
Таким образом, если декларантом таможенному органу представляются недостоверные сведения о самом товаре, которые повлияли на принятие решения таможенным органом о его выпуске, и документы, влияющие на начисление сумм подлежащих уплате таможенных платежей, то такие действия, согласно сложившейся судебной практике образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. 194, 226.1 УК РФ.
Кроме того следует обратить внимание на Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 N 22-П согласно которому положение ст. 226.1 УК РФ, устанавливающее уголовную ответственность за контрабанду сильнодействующих веществ, не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 54 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой данное положение – при наличии приводящей к его произвольному истолкованию и применению неопределенности правового регулирования порядка и условий перемещения физическими лицами через Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих веществ, входящих в состав лекарственных средств и не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами, — не предполагает возможность учета специфики их перемещения, осуществляемого физическими лицами в целях личного использования, и не позволяет этим лицам осознавать общественно опасный и противоправный характер своих действий и предвидеть их уголовно-правовые последствия.
Анализируя указанное выше постановление можно сделать вывод о том, что не образует состава преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ деяние, направленное на перемещение между государствами – членами Таможенного союза товаров которые отнесены к соответствующей категории (указанные в диспозиции ч. 1 ст. 226.1 УК РФ), если порядок перемещения таких товаров не установлен законодателем.